Еще каких-то пять лет назад коммерческих катков в Украине просто не было. Никто не видел "ледяной" перспективы. "Когда мы строили каток в нашем торговом центре, то не имели представления ни о рентабельности, ни о сроке возврата инвестиций, - рассказывает Александр Грановский, управляющий директор ТРК "Караван". - И поначалу даже хотели сдать каток в аренду, но на тот момент желающих не нашлось. Никто не считал этот вид бизнеса перспективным. Поэтому начали действовать сами. Сегодня о сдаче ледовой арены в аренду не может быть и речи".
ПАСПОРТ РЫНКА
- Объем рынка: 120 млн грн.
- Количество игроков: 20
- Рентабельность в год: 50-70%
- Цены: 10-35 грн. за одно посещение, от 500 до 8000 грн. за час аренды всего ледового манежа.
Столице - покомфортнее, регионам - подешевлеА
Катки условно можно поделить на три типа: под открытым небом, под воздухоопорной конструкцией и катки под металлоконструкцией. Первый вариант - самый дешевый, последний - наиболее дорогой. В Киеве действуют лишь катки под металлоконструкцией - ведь именно под такой кровлей требовательной столичной публике можно предоставить максимум комфорта: катки в ТРК "Караван", АТЭК, "Пионер". В регионах к понятию комфорта относятся проще, да и капиталовложений требуется меньше. Поэтому строят ледовые арены под воздухоопорной конструкцией (представляет собой большой тент): "Полюс" (Запорожье), "Гольфстрим" (Николаев), "Пингвин" (Луганск), и катки под открытым небом: "Медик" (Львов).
Независимо от типа ледовые арены зарабатывают в основном на массовых катаниях. Цена билета варьирует от 10 грн. утром в будний день до 35 грн. по выходным и праздникам. Любопытно, что цены в столице не намного выше, а часто и ниже, нежели в регионах. Сколько человек можно пустить на арену за один сеанс - ответа не даст ни один нормативный документ. Но эмпирическим путем вычислено, что для нормального катания необходимо около 7,5 кв. м на человека. Если эта негласная норма не выдерживается - травматизм растет в геометрической прогрессии! Да и ледовое покрытие страдает. Почти на всех катках в стоимость посещения входит и стоимость проката коньков. Из всех нами изученных лишь на АТЭКе можно купить билет без проката. "В результате обслуживаем две очереди (с собственными коньками и без них), за выданные коньки берем залог.
Это, с одной стороны, существенно усложняет нам жизнь, но с другой - у нас можно покататься за 10 грн., по городу таких цен нет, - комментирует Дмитрий Смулянский, управляющий спорткомплекса АТЭК. - К слову, в 2001 году лишь 20% наших посетителей имели свои коньки, а сейчас на своих катается около 60%". Пользуются популярностью катки и у корпоративных клиентов. В данном случае столичные цены уже идут в отрыв. Стоимость полной аренды ледовой арены в регионах, как правило, 1000 грн. за час вечером и на выходных и 500 грн. днем по будням. Киевские торговые центры попросят за час уже 1000 у.е. и при этом ни за какие деньги не отдадут арену в выходные или праздничные дни. Некоторые катки к вопросу аренды подходят гибко.
"Для корпоратива у нас цены сильно разнятся, в зависимости от числа людей. За присутствие 200 чел. мы попросим около 3000 грн., если же на арене будет 700 чел., то цена будет около 8000 тыс. грн. Ведь восстанавливать лед и убирать после таких праздников приходится всем штатом", - отмечает Дмитрий Смулянский. Также завсегдатаи ледовых манежей - детские школы фигурного катания, хоккейные секции и просто "коллективы" состоятельных любителей погонять шайбу.
Детям, как правило, владельцы катков цену снижают, хотя им за это никто не доплачивает. "К вопросу аренды подходим гибко. Мы разграничиваем стоимость для детей и для взрослых, - говорит Евгений Браунштейн, владелец запорожского катка "Полюс". - Если это бизнесмены, то они с легкостью оплатят нам 1000 грн. за час игры в хоккей. С детских же школ мы берем деньги за абонемент, с человека - 120-150 грн. в месяц за 12-14 занятий". Еще одна фишка, на которой может заработать владелец катка, - реклама. Это и рисунки на льду, и баннеры на бортах, и печать на билетах. Здесь цены довольно сильно варьируют даже в пределах одного города. Например, стоимость рисунка на льду в киевском торговом центре будет составлять около $80 тыс. в год, а в АТЭКе - около $12 тыс. в год. В регионах на рекламе катки пока не зарабатывают.
Что нам стоит каток построить
Начать "скользкий" бизнес можно двумя путями. Первый - построить каток, второй - взять его в аренду. Если каток строить, то тут также необходимо определиться с концепцией строительства. За строительство действительно качественной открытой арены придется выложить около EUR400 тыс.
На ровную поверхность укладывают систему холодильных трубопроводов (EUR65 тыс.), которая потом засыпается песком - при охлаждении песок по твердости не уступает бетону, на него и будут заливать лед. Арену надо будет окружить специальными бортами (EUR60 тыс.), и, конечно же, где-то рядом поставить сердце катка - холодильный агрегат стоимостью около EUR200 тыс. В принципе, постройка окончена. Никак не обойтись при обслуживании катка и без льдоуборочной машины. От ее работы зависит качество льда, а соответственно - и удовлетворенность посетителей. Новая стоит около EUR100 тыс. Можно купить и б/у агрегат, он обойдется примерно в два раза дешевле нового.
"Б/у машина гораздо дешевле, но и вкладывать в ее эксплуатацию придется намного больше", - говорит Евгений Браунштейн. Вторая концепция строительства - каток под воздухоопорной конструкцией. Такая конструкция - подобие шатра, купол которого держится при помощи специально смоделированных потоков воздуха. "Катки данного типа в основном сейчас строятся в регионах, - считает Юрий Мегера, исполнительный директор компании WM Украина, занимающейся строительством катков. - Достоинства: малая цена (ниже самой дешевой металлоконструкции в пять раз), быстрота возведения - примерно за два месяца арена готова к эксплуатации". Из специального оборудования придется еще установить систему повторного использования тепла (рекуперации), систему принудительного оттаивания льда, и, конечно же, имеет смысл обзавестись внутренней инфраструктурой - ведь если есть крыша над головой, грех ее не использовать.
В итоге придется раскошелиться на EUR1-1,5 млн. Третий вариант - каток под металлоконструкцией, или в так называемых капитальных зданиях. К данному типу можно отнести катки в торговых центрах, в спорткомплексах, потому как строить металлоконструкцию только под каток пока никто не рискнул - уж очень велики затраты на крышу над головой.
Также катки под металлоконструкциями остались нам в наследство от СССР. Но большинство из них находятся в государственной собственности и представляют собой умершие проекты. Строительство катка под "твердой" крышей обойдется в EUR1,5-2 млн, без учета возведения металлоконструкции. Такая стоимость связана, в первую очередь, с высокими требованиями к герметичности, термоизоляции, рекуперации, внешнему виду арены и т.д. Если же строительством катка заниматься нет возможности или желания, но войти в бизнес все равно хочется, то каток можно взять в аренду. Но договориться с арендаторами сложно.
"Мы арендуем каток у завода АТЭК и хотели бы управлять еще каким-нибудь катком, - говорит Дмитрий Смулянский. - Но государственный объект взять в аренду практически нереально из-за бюрократии, а частные владельцы зачастую не против отдать в аренду каток, но рассчитывают арендную плату по формуле: сумма инвестиций/время желательного возврата. А это в корне нам невыгодно как операторам".
Теплопотребляющие "морозилки"
Основными затратами при эксплуатации катка будут затраты на электроэнергию. На поддержание 1 кв. м льда уходит, как правило, 40-50 Вт-ч. На первоначальную заморозку - в три раза больше. Причем на заморозку стандартной арены потребуется около трех суток. Все вышеописанные цифры относятся к каткам, построенным по современным технологиям. Для "советских" катков все показатели можно смело умножать на пять.
Очень важно повторное использование избыточного тепла. Благодаря его переработке можно значительно сэкономить: оно может быть использовано в системе принудительного оттаивания льда, в системе теплоизоляции, которая не позволяет холоду с катка заполнить торговый центр. Еще одна расходная часть - коньки. Эта статья может оказаться очень затратной, если не предусмотреть некоторые факторы. Для обслуживания арены размером 1800 кв. м понадобится около 750 пар коньков: 250 пар на льду, 250 - в сушке, 250 - готовых "выйти" на лед.
"Первый раз, когда покупали коньки, хотели сэкономить - купили коньки по $20 за пару. Они стали разлезаться буквально через месяц", - вспоминает Евгений Браунштейн. - Хорошие коньки, как правило, стоят порядка $100 и "ездят" около сезона". Для коньков также желательно купить сушилку и антибактериальный ионизатор. Желательно, но не обязательно. Например, на АТЭКе коньки сушат естественным путем, мотивируя это тем, что при искусственной сушке они пересыхают и разлезаются. А чтобы защитить посетителей от бактерий, выдают одноразовые носки.
Естественно, не обойтись и без персонала, обслуживающего каток. Зачастую именно человеческий фактор определяет уровень сервиса, да и качество льда тоже. "Человек, управляющий льдоуборочной машиной, по сути, и задает качество льда. От его умения и навыков будет зависеть, на какую арену выйдут посетители", - говорит Юрий Мегера. В среднем штат катка составляет от 30 до 50 человек.
Летом купаемся, зимой катаемся
Как быстро вернутся вложения в каток, зависит от многих факторов, и в первую очередь - от эффективного менеджмента. Наиболее успешные проекты окупались в течение года. Но такие результаты, откровенно говоря, встречаются редко. Как правило, срок возврата инвестиций - два-четыре года. Очень важным фактором для посещаемости катка является его месторасположение. "Каток, который мы построили в центре города, почти сразу стал суперпопулярным, и мы тут же решили строить еще один. Построили его на окраине - и обожглись, ажиотажа не было.
Похоже, этот каток будет окупаться раза в два дольше", - делится собственными наблюдениями Евгений Браунштейн. Но непопулярность окраины вовсе не закономерность, скорее, частный случай. "Наш каток находится в парковой зоне, далеко от центра города. Но это, можно сказать, фирменная фишка нашего катка. Мы не страдаем от недостатка клиентов, - комментирует Игорь Величко, управляющий львовского катка "Медик". - Ведь сначала мы строили каток и хотели накрыть его тентом, но не успели, и первый сезон он отработал без крыши. А на следующий мы сами отказались от идеи крыть его - уж больно всем понравилось кататься на свежем воздухе". В этом бизнесе четко просматривается сезонность.
Несмотря на то, что большинство катков работает и летом, все же основная масса людей катается зимой. Хотя в принципе стоять летом может и каток под воздухоопорной конструкцией, и даже каток под открытым небом - он выдерживает температуру вплоть до +25o. Что же касается "тонких мест", их в данном бизнесе назвать трудно, но все же они есть. Например, при строительстве катка под открытым небом надо отдавать себе отчет в том, что посещаемость ледового поля, впрочем, как и его качество, будет в значительной степени зависеть от погодных условий.
Также некоторые украинские заказчики обожглись на том, что разные части строительства арены отдавали различным подрядчикам. Вроде каждый выполнил требуемое от него, все технические условия соблюдены, а каток летом тает, хотя теоретически - не должен. Несмотря на то, что в столице появляется все больше катков, конкуренции в этой нише не чувствуется. Связано это с тем, что у каждого катка - свой клиент.
Для студентов и школьников разница в стоимости в 10-15 грн. - принципиальна. Для посетителей же, например торговых центров, цена не столь важна, в ТЦ публика, как правило, более обеспеченная. В регионах дела обстоят иначе. Например, в одном из городов-миллионников после открытия первого катка еще несколько компаний решили заняться "холодным" бизнесом. Но как только владельцы первого катка объявили о начале постройки второго, желающих выйти на рынок уже не оказалось. В итоге рынку оказалось достаточно двух арен. Поэтому перед тем как ввязаться в битву ледовых арен, взвесьте все за и против.
Александр Конотопский, www.vd.net.ua