Дороженко: "Я приехал помогать, а не кому-то что-то доказывать"
05.01.2011
В эти дни наш герой проводит тренировочный кемп в Киеве вместе с Дмитрием Христичем и Александром Годынюком.
Сегодня мы начинаем серию материалов, которые будут посвящены проблемам развития, функционирования детско-юношеского хоккея в Украине, который в свое время дал миру таких известныхспортсменов как Дмитрий Христич, Алексей Житник, Александр Годынюк, Руслан Федотенко, Антон Бабчук и др, а сегодня дает существенные сбои в подготовке хоккеистов.В наших публикациях мы постараемся рассказать устами компетентных людей о том, чтомы имеем на сегодняшний день, о перспективах подготовки молодой смены, что можно сделать для выхода из сложившийся ситуациии. Также постараемся проанализировать дальнейшие выступления юниорской и молодежной сборных Украины на международных соревнованиях.
Итак, в нашем первом материале - интервью с человеком, которого мало знают на родине, однако за океаном и в Европе его имя достаточно известно в хоккейных кругах. Его взгляд на развитие детско-юношеского хоккея - наполнен свежими идеями и достаточно интересен для простого любителя хоккея.
2января в Киеве на катке АТЭК стартовал тренировочный лагерь для детей, который будет интересен не только самой системой подготовки юных хоккеистов, но и участием в нем звезд украинского хоккея Дмитрия Христича и Александра Годынюка, который делают первые пробы на тренерском поприще, а также известного специалиста-тренера, принимавшего участие в подготовке не одного игрока НХЛБориса Дороженко. В лагере уже изъявили желание поучиться не только дети из Украины, а и из России и Швеции. А ранее Дороженко принял участие в учебно-тренировочном сборе юниорской сборной Украины.
Для тех, кому неизвестно имя Дороженко - достаточно набрать его в поисковой системе. Информации - достаточно, а главное - она дает надежду, что в украинском хоккее появятся новые веяния в работе с хоккеистами. Мы поговорили С Борисом не только о его школе и кемпе, но и о путях выхода из кризиса украинского детско-юношеского хоккея.
- Борис, насколько я понимаю, вы - очень занятый человек с точки зрения профессиональной деятельности. Как же удалось выкроить время в своем графике для того, чтобы помочь тренерскому штабу юниорской сборной и провести тренировочный кемп в Киеве?
- Будем говорить, что главной причиной моего нахождения здесь послужил какой-то внутренний интерес, который основан на патриотических чувствах. Все-таки я родился в Киеве, вырос здесь. Поэтому очень болезненно воспринимаю результаты украинского хоккея, особенно что касается юношеских и молодежных команд. Федерация хоккея Украины, заинтересовавшись в моей работе, нашла мои контакты, связалась со мной, и мы пришли к договоренности, что я приеду сюда и поработаю в штабе юниорской сборной. Иными словами, изначально я не планировал приезжать в Украину - мне пришлось немного перекраивать свой график, но тем не менее я надеюсь, что это все стоит свеч и принесет плоды какие-то в функционировании юниорской сборной. Также буду рад оказать помощь в развитии детского хоккея. Как это будет выглядить в будущем - сказать мне сложно, но главное, что есть заинтересованность обеих сторон.
- Интересно все-таки, через кого на вас вышла ФХУ - возможно через Годынюка и Христича, с которыми вы будете сотрудничать здесь?
- Вышли на меня не через них. Естественно моя хоккейная жизнь свела меня с большим количеством специалистов, в том числе украинских, советстких и постоветских. Тем более, что мне интересен украинский хоккей, и я всегда следил за ним, поддерживаю отношения со многими специалистами из Украины, которые сейчас работают в Америки, тот же Игорь Никулин. В общем, федерации не составило труда найти мои контакты и сделать мне соответствующее предложение. В первую очередь их заинтересовала работа моей академии Next Generation. И посколько она известна в США, Канаде, Европе сотрудники федерации могли ознакомиться с ними, имея контакты в ИИХФ, Европе, России.
- С Дмитрием Христичем и Александром Годынюком были знакомы до нынешнего приезда?
- Конечно. Я считаю, что они - золотой фонд Украины. Они не только играли на высочайшем уровне на протяжении не малого времени, и тем более были там не на последних ролях, но еще и само их нахождение здесь, опыт имеет колоссальное значение. Однако здесь важно другое: воспринимают ли здесь люди их опыт как основопологающий или все-таки их привлекают к работе как звездных личностей.
- Что представляет собой ваше учебное заведение?
- Она открыта для всех желающих, спортсменов из любой страны. Через эту академию прошло очень много ребят из Канады, США, Мексики, Швейцарии, Швеции, России и даже из Японии. Мы знмиаемся тем, что по той же специальной методике отрабатываются индивидуальные качества. Иными словами, я не занимаюсь командной работой. Это дело тех профессионалов, которые умеют работать в коллективе и строят свою работу в данном ключе. Приведу более ясный пример: если собрать вместе 10-15 профессиональных музыкантов, которые играют в разных уголках мира, то конечно же им нужен хороший дирижер. Но даже при посредственном дирижере они смогут творить музыку. И для адаптации им понадобится всего несколько часов репетиций. Точно так же и профессиональные хоккеисты - они меняют команды, у них меняются партнеры, но тем не менее они находятся на стабильно высоком уровне. А какие цели стартегические пресследует тренер, решает он сам, будучи творцом. Но ему не нужно заниматься подготовкой отдельных игроков и подводить их к определенному уровню профессионализма. Он их полирует. Ведь по сути хоккеисты приходят в команду уже готовыми и знаюшими свое дело. В Украине же система иная. Зачастую у ребят, начинающих карьеру нет соответствующей подготовки. В этом случае даже у самого замечательного тренера опустятся руки, когда он будет работать с людьми, не умеющими правильно выполнять отдельные элементы. Вот работа моей академии направлена на правильную постановку тех элементов, что позволяет игрокам комфортно чувствовать себя на льду и творить. А тренеру использовать их мастерство для реализации своих целей.
- А в чем особенности методики в вашей работе?
- После того, как я провел определенное время, работаю в тренировочном лагере команды U-18, у нас родилась идея каким-то образом помочь украинским детям повысить свое мастерство. И мы решили провести кемп. Работа рассчитана на 10 дней, по три часа в день. Все рассчитывается по возрасту, мастерству, дается поэтапная подводка игроков к более серьезному уровню. Разрабатываются специльные группы мышц, координация движений, мы также выполняем упражнения по аэробике, чтобы ребята комфортно чувствовали себя на льду, а не боялись выполнить какое-то движение. Работа - напряженная, в том плане, что она немного монотонная. Чем все это отличается от традиционных тренировок? Во-первых, как мне кажется, динамика выше, у ребят нет практически простоя. Он появляется лишь тогда, когда ребенку действительно необходимо отдохнуть. Пока он втягивается, ему нравится это, ведь когда человек осознает, что у него получается в учебе, он с удвоенной энергией продолжает ее. Конечно все выполняется постепенно. Есть игровые компоненты, с которыми они уже знакомы.
- Как же в вашей академии распределяются роли между тренерами?
- Особняком выделим работу с вратарями. Наверное это самый специальный момент в любой команде. Сюда же относится и подготовка по катанию. Более того, многие утверждают, что вратарь должен быть лучшим по катанию в коллективе. Что касается остальных игроков, то любой хоккейных элемент представляет из себя определенную последовательность. Пример из жизни - в общеобразовательной школе без сложения никогда не смогут научить детей умножению, а без умножения - делению. Так же и в хоккее. Мы не можем говорить о хорошем броске, если человек не умеет просто владеть своим телом. И заучивать такие элементы не имеет смысле, пока он не овладеет тем, что идет ранее. Конечно же, у нас уделяется огромное внимание броскам, ведению шайбы, маневренности, но все выстраивается соответственно уровню подготовки. Поэтому привлекая специалистов, которые работают со мной (то есть мои соратники), я всегда отдаю себе отчет о том уровне игроков, которые проходят обучение, и то, что им нужно подтянуть. То есть при хорошей базе катания с игроком можно уже работать над владением шайбы, броском. Когда это все работает, мы отрабатываем скорость выполнения каждого элемента. Ну а потом ученик попадет к знающему тренеру в команду, который и создает тот самый ансамбль.
- Каждый тренер желает видеть в своей работе определенную эффективность. Какова она в методике вашей академии?
- Приведу пример мексиканских детей. Мексика, как вы понимаете, не хоккейная страна, скажем так - в этом государстве хоккея не существует. Но тем не менее, у меня есть группа студентов, которым я помогаю, и они сейчас играют на серьезном уровне в США и Канаде. То есть это люди, которые проходили начальную подготовку в Мексике, а сейчас целый сезон играют зарубежом. Что я хочу сказать? Заметно не только то, что они вошли в эту элиту, а то, что они там - на первых ролях. Так вот если мексиканцы, у которых нет подобных задатков даже на генетическом уровне, смогли выйти на высокий уровень, то нам, украинцам, которые по сути воспитывались на советстких традициях, воспринимают подобную работу будет намного легче. Главное не бояться работать, и засучив рукава приступать к тяжелому труду.
Что я еще хотел добавить? Очень важно заметить талант в ребенке. Многие не хотят ждать. Я жду. Бывали у меня случаи, когда ученики, которые посредственно катались за 4-5 месяцев могли сравниться в этом с теми, кто занимался уже 2 года. И это с американскими, хорватскими, мексиканскими детьми.
- Насколько мне известно, вы работаете и с уже сложившимися хоккеистами…
- Да. У каждого игрока есть свои слабые стороны. И когда я занимаюсь с ними, то уделяю внимание только подобным моментам. Я его определяю и разрабатываю соответствующую программу, чтобы устранить те или иные недостатки. И достаточно буквально недельного срока, чтобы многие заметили в своей работе качественные улучшения.
- Какие впечатление остались от работы с юниорской сборной?
- У Саши Годынюка я вижу очень серьезный и профессиональный подход к работу - тот профессионализм, который был у него как у игрока, он пытается передавать молодому поколению. Ведь организованность и правильный подход к делу - важно для становления молодого хоккеиста. Необходимо понимать, что в этом процессе развивается не только спортсмен, но и личность. И это все - неразрывно. Что касается хоккеистов, то ребята из нынешней сборной - примерно равны. Нет ярких личностей, но и нет тех, кто существенно уступает. Будем говорить, что все находятся на среднем хорошем уровне. Что я еще заметил, и это очень хорошо, что у всех ребят есть заинтересованность в напряженной кропотливой работе. Видно, что у них горит огонек в глазах и они хотят доказать самим себе, что они могут многое. Думаю, что именно из-за такого настроя мне было легко работать с ними. Здесь я бы хотел отметить работу Годынюка и Майко, несмотря на то, что я не видел команду в прошлом году, заметно, что они создали в команде необходимую дисциплину, обстановку, которая очень помогает в работе.
- У этой команды есть возможность повыситься в классе на юниорском чемпионате мира в Донецке?
- Потенциал есть так точно. При правильном подходе и направлении в работе, ну и конечно же, поддержке материальной, у этой команды есть хорошие возможности. Но ни в коем случае не надо бояться трудностей. Ведь мы привыкли к чему? "Ой, сегодня мы проиграли, значит всё". Но бывает такое, что процесс нарастания мастерства происходит более медленно. Ясно, что ни один календарь внутренних соревнований не даст возможности ждать долго. Но бывает, что и за неделю можно понять многие вещи. Я могу сказать, что за то время, что я работал в команде, были заметны качественные улучшения в индивидуальной подготовке. А ведь мы обращали внимание именно на индивидуальные детали - времени было мало, и необходимо было в первую очередь уделить время работе над слабыми сторонами.Да, ребятам было очень неудобно, ведь зачастую игрок хочет показать именно свои сильные стороны, а слабые - не воспринимает. Ну а я такой вредный, приезжаю и указываю им на то, что они вообще не умеют. У игрока в этом случае идет вполне естественно внутреннее сопротивление. К примеру, он набирает смску в телефону правой рукой, а я учу его делать это левой. Но ребята прошли через это и я остался доволен проделанной работой.
Что еще важно. Ребята в юниорской сборной - в основной массе одного возраста. То есть им сейчас по 16 лет, и у них есть два года для того, чтобы по возрасту проходить в эту команду. Это необходимый запас для дальнейшего развития. И хочется верить, что они смогут реабилитировать Украину в нынешнем сезоне. Кстати, я бы хотел отметить, что я выбрал для себя двух ребят из этой команды, которых я буду рекомендовать владельцам клубов WHL для просмотра, и будем надеяться, что кто-то из них заиграет за океаном. Во-первых, это будет большой опыт для них, во-вторых, это возможность перейти на высокий уровень. Откуда уже рукой подать до НХЛ.
- Наверное многих интересует, есть ли дальнейшие перспективы вашего сотрудничества с украинской юниорской сборной?
- Пока мы не обсуждали детали. Но общая заинтересованность есть в продолжении работы есть, и я думаю, что мы найдем возможности. Ведь мне понравилось то взаимопонимание, что было между нами, а также обоюдное уважение. Мы были в процессе взаимного обучения. И все это строилось, повторюсь, на серьезном уважении. Когда между тренерами есть согласие, единое мышление, то это все моментально передается игрокам.
- Вы говорили о том, что не можете сравнить прошлогоднюю команду и нынешнюю. Но по своему опыту могли бы сделать это по сравнению с иностранными сборными, не уровня элитного чемпионата, а скажем дивизиона 1.
- Возьмем Швейцарию. На сегодняшний день по уровню подготовки мы уступаем им. Заметна разница в ее качестве и индивидуальных способностях игроков. Но это совершенно не пугает меня, потому что при определенных моментах можно говорить о новом качественном скачке. Если мы сегодня боремся за выживание, то я верю, иначе я бы этим не занимался, что в скором времени, наступит день, когда мы будем самоутвеждаться с элитными соперниками. Не говорю, что будем всех побеждать, по крайней мере, для этого необходим определенный соревновательный уровень, но потенциал для роста есть. Однако игроки должны понимать, что помимо работы в клубах, им нужно работать индивидуально, заниматься самоподготовкой. Если они хотят достичь высокого уровня. Но возвращаясь к сравнению, я не хочу сказать, что встретившись сегодня с Канадой, мы бы проиграли им 0:20. Возможно в другой игре счет будет 0:15, а может упремся и проиграем всего лишь 2:6. Я не хочу скатываться до таких банальных сравнений, но на сегодняшний день сложно сравнивать наш уровень с канадским, где в маленьком городке как минимум тысяча человек постоянно занимается хоккеем, а у нас на 5-миллионный город едва наберешь две-три команды.
- Роль индивидуальных занятий в общей подготовке юного игрока в Канаде. Каково ее значение?
- Очень высоко. Скажем так - в Канаде в юниорских лигах сезон длится почти 11 месяцев. Индивидуальный распорядок к примеру 12-летнего хоккеиста включает в себя как минимум 4 тренировки в неделю с командой, около трех тренировок по общей физподготовке, как минимум 2 игры. Иными словами, выходных у них - аж ноль - каждый день у них есть какое-то спортивное мероприятие. Дети очень быстро восстанавливаются. Они могут сыграть утром и вечером, и делают это с удовольствием. Команда, с которой я работал в Ванкувере, а это ребята 97-98 года рождения с сентября по июль играют в районе 120 игр. Помимо того, они еще находят время в своем личном распорядке для индивидуальной работы с тренером минимум 2 дня в неделю. Кому как работать - они сами определяют, им советует наставник команды. И кстати, индивидуальные занятия проходят даже в тот день, когда есть игра. Потому что им важно работать на будущее, создать какой-то фундамент, отработать детали, а не выиграть отдельно взятый матч. Все, что происходит в спортивной жизни юного хоккеиста рассматривается как подготовка к профессиональной карьере. Вплоть до того, что ребенок может с раннего утра отзаниматься с личным тренером, а затем поехать на утреннюю игру своей команды. И никто не делает из этого трагедии. Потому как мне довелось слышать здесь жалобы родителей: "Ой, а если он утром оттренируется, то устанет. А у него еще игра. А тренер узнал, что он пойдет заниматься индивидуально, и запретил это". Я считаю, что если приравнивать отдельную игру к финалу Кубка Стэнли, то наверное это правильный подход. Ну а если рассматривать весь процесс развития и становления игрока, то такие занятие никогда не будут лишними. С другой стороны, такой подход на сегодняшний день родители расценивают как вложение инвестиций в ребенка, то есть его будущее. Ведь даже на бесплатном обучении в колледже семья может сэкономить серьезную часть своего бюджета.
- С кем из профессиональных игроков высокого уровня вам доводилось работать?
- К примеру это нападающий сборной Швейцарии Патрик Фишер. Чем он интересен? В Швейцарии его имя - сродни значению Андрея Шевченко в Украине. По-моему сыграл он на 6 чемпионатах мира, двух Олимпиадах, один из лучших бомбардиров этой сборной. Попал в НХЛ в 32 года, отыграл в Финиксе, но к сожалению только один сезон - из-за травмы. Так вот Патрик проходил и через мою систему подготовки. Скажем, приходилось мне работать и с Клодом Лемье. Каким образом? Я работал в команде ECHL, где владельцем был Лемье. И когда Клод решил в 45 лет вернуться в большой хоккей, он для своего восстановления использовал ту базу упражнений, которую я использовал с молодыми игроками. И фактически не играв пять лет, он сумел вернуться и отыграть сезон в АХЛ и НХЛ. Это достижение. Что касается иных игроков? Стивен Стэмкос из Тампы - его я заметил, когда он был лишь задрафтован этим клубом, и он проходил некоторую подготовку со мной. Много имен я могу назвать и из Финикса. Я заметил одну тендендию - чем профессиональнее игрок, тем лучше и быстрее он понимает мою систему. Я не встретил пока ни одного игрока из НХЛ, который посмотрев на мои упражнения, сказал: "Ой, кому это нужно?". Я встречал многих хоккеистов, которые, выступая в НХЛ, занимаются по схожей системе. Тот же Сидни Кросби... Вы знаете, я не приехал в Украину кому-то что-то доказывать. Я приехал помогать. Если это кому-то нужно, я готов с радостью делиться своими знаниями, опытом. Нет - я собираю чемодан и уезжаю. Если бы мне предложили работать в этом направлении к примеру в Казахстане, я бы не согласился. Потому что если в Канаде, которая в помощи в хоккее особо не нуждается, меня уважают, даже несмотря на то, что я не канадец, то здесь мне точно нечего доказывать. Так что я открыт для любых тренеров, подходите, общайтесь - помогу чем смогу. А дальше - чем больше тренеров сможет помочь нашим юным хоккеистам, тем лучше. Кстати, хотел бы отметить один негативный факт. Каждый день то объявление, которое вешалось на катке Авангард и Льдинка, каждый день снималось кем-то. Это говорит о том, что наверное не всем нравится то, чем мы занимаемся. Что ж, тот человек, который снимает это объявление думает, что он помогает этим себе. Но на самом деле это самообман. Вместо того, чтобы получить пользу от того, что в его же группу придет более подготовленный игрок. Как бы то ни было, такого отношения я не видел нигде. Тем более, учитывая, что со мной в лагере будут работать наши звезды, бывший НХЛовцы. Но с другой стороны, я счастлив, что мне завидуют, так как это значит, что кто-то замечает то, что я делаю. Значит, это нужно кому-то.
- Говорят вы знакомы с известным украинским тренером Иваном Правиловым, который уже несколько лет не живет в Украине.
- Да, это так. В свое время я познакомился Иваном Правиловым, тренером хоккейной школы Дружба-78, и это знакомство произвело на меня огромное впечатление. После того, как я увидел в деле его команды, я осознал, что то, что он делает - сейчас используется на профессиональном уровне практически во всех командах. Может быть разный подход, но детали - очень близки к тому, что я наблюдал в различных юниорских лигах, АХЛ, НХЛ. Лично я взял у него очень много. И тот уровень, который показывают его ученики, очень приближен к тому, что я бы хотел видеть у многих украинских хоккеистов.
- А сколько необходимо времени, чтобы подготовить тренера, который бы работал по вашей методике?
- Я вам отвечу следующим примером. Недавно в Чикаго я общался с Игорем Ларионовым - там мы наблюдали за игрой команды, за которую выступает его сын - школа из Детройта 97 года рождения. Так вот Игорь что сделал: будучи игроком с большой буквы, пройдя систему подготовки в СССР и США, поработав под руководством великих специалистов Виктора Тихонова и Скотти Боумена, он по своим личным контактам тренера команды его сына отправляет на тренировку Боумена. После этого у человека, который считал, что все знает в хоккее, меняет свою точку зрения. Начинает задумаваться, добавляет новые элементы, который увидел у мастеров. Иными словами, подготовка тренеров схожа с подготовкой хоккеиста. Никто не заставляет тренера искоренить то, что он делал ранее. Нужно просто органично соединить новые знания с прошлым опытом. Но это невозможно сделать по телефону, телевизору, интернету. Есть очень простой метод - человек выходит на лед с клюшкой, становится рядом с таким специалистом, и спрашивает, задает вопросы, не боясь показаться некомпетентным.
- Что бы вы могли посоветовать украинским тренерам в плане совершенствования своих навыков?
- Есть два подхода к развитию хоккея - традиционный и нетрадиционный. Чем профессиональнее он - тем шире кругозор команды. В чем это выражается? К делу привлекается лучшие ресурсы - в итоге, место находится любому профессионалу. Приведу пример недавней Олимпиады в Ванкувере. Из работающих в НХЛ тренеров в сборной Канады находилось человек 8. Из них трое были на скамейке, а остальные - на трибунах следили за своим участком работы. Такое отношение мне бы хотелось видеть в Украине. Не нужно бояться ошибаться - необходимо давать больше инициативы молодым тренерам - даже на уровне не просто ДЮСШ, а обычных секций в школах. Только в сравнении можно понять, кто работает лучше, поэтому здесь важна массовость. Главное, чтобы молодые тренеры хотели учиться. У меня кстати уже были звонки из Харькова - молодые тренеры заинтересованы в обучении. Пожалуйста, я только приветствую такой интерес. И кстати у федерации есть планы относительно проведения семинаров для тренеров, создавать методическую подготовку, чтобы все происходило на конкретном примере.
- Мы поговорили о юниорской сборной, с которой вы работали, а что вы можете сказать о "молодежке", которая недавно вылетела в дивизион 2. Правильно ли утверждать, что ее наставник Александр Савицкий был обречен с этой командой, в том плане, что она была неподготовлена. Или все-таки вина тренера в этом провале есть? Многие считают, что этим игрокам не помог бы самый великий тренер.
- Мне сложно дать точную оценку, так как я присутствовал лишь на одной игре молодежной сборной, когда она готовилась к чемпионату мира. И тогда, кстати, они победили по буллитам Компаньон. Но думаю, что было бы несправедливо сбрасывать все шишки на тренера. Потому что все знают, что есть упушения в подготовке детей. Будем говорить, что тренеры сборной, федерация отдувается и принимает критические стрелы в свой адрес за тренеров детских школ. Потому что федерация и тренеры сборной не могут повлиять на процесс подготовки кадров в детском возрасте. Они получают тот материал, которые готовят им детские школы. Если бы они были вовлечены в этот процесс, тогда бы можно было относиться критично к ним. Надо делать упор на то, чтобы детско-юношеский хоккей был больше подконтролен ФХУ - начиная с ранних возрастов. Тогда можно было бы давать оценку детским тренерам. Пока им можно лишь сказать спасибо за то, что они делают что-то и пытаются кто как может украинскому хоккею. Конечно, если посмотреть с другой стороны, тренерский штаб сборной мог бы обратить свое внимание на процесс подготовки 14-ти, 15-летних. Ходить на их тренировки. Если они действительно заинтересованы в хорошей готовности команды, они должны уделять больше времени просмотру ближайшего резерва. Я бы поступил именно так. Тогда эту пирамиду можно было бы строить поэтапно. Если бы вы меня спросили о доверие к тренеру "молодежки", я бы в этом плане обратился к опыту российской сборной. Россия плохо выступила в Ванкувере. Тем не менее, доверие к тренеру не упало - он продолжает работать, создавать. Несмотря на то, что в его адрес было много критики. Мне кажется, что во всем нужна выдержка - за один день ничего не построишь, можно лишь поломать…
Меня спрашивают, умер ли хоккей в Украине? Нет! Потому что есть еще энтузиасты, которые живут хоккеем. Недавно, на том турнире в Чикаго, о котором я говорил ранее, мне довелось увидеть в деле команду 97-го года рождения из школы Дружба-78. Так вот они обыграли сильную команду на год старше. На катке в этот момент находилось около 1000 зрителей, и они аплодировали ребятам, скандировали "Украина", благодаря ребят за их самоотдачу. Я получил же огромное удовольствие наблюдая за их игрой...